Знаете ли вы современную женскую моду Пакистана? Пожалуй, такой вопрос вызовет искреннее изумление. Ведь эта страна представляется многим европейцам каким-то заповедником религиозных запретов, основанных на незыблемых мусульманских догматах.
Но это верно лишь отчасти. О том, что современная пакистанская мода, все же, существует, свидетельствует событие, произошедшее летом 2002 г. в Петербурге - городе, задуманном, как окно в Европу, - стало быть, окно из Азии...
Пакистанский "альтернативный" кутюрье Ноуман Риаз представил на суд петербургского зрителя в модном, восточного стиля, ночном клубе "Магриб" свою новую коллекцию одежды, показать которую, а тем более продать, на родине у него не было ни малейшей возможности.
"Как культурная столица, находящаяся на стыке двух миров, Санкт-Петербург должен быть, как минимум, лояльным", - объяснил свой выбор модельер...
Как известно, для исламской культуры характерна "многослойная" одежда. Несмотря на жару, женский наряд обычно состоит из нескольких одеяний, надетых друг на друга.
Молодым женщинам дозволительно носить одежду, скроенную по фигуре, тогда как старшее поколение, особенно обладательницы крупных фигур, предпочитают более свободный покрой.
Руки должны быть закрыты до большого пальца, шея также прикрывается часто воротником типа "стойки". Обильная вышивка, как и во всех традиционных культурах, имеет ритуально-символическое, охранительное значение.
Для нее избираются яркие, сочные цвета. Особенно любим насыщенный, цвета травы, зеленый в сочетании с желтым, белым, красным, розовым и другими яркими тонами. Используются закругленные, растительные, "тягучие" формы орнамента.
Вопрос длины одежды, составляющий предмет острых дискуссий в Европе, для исламских женщин решается просто: "макси" до щиколоток. Волосы, убранные в косы, согласно традиции положено прикрывать, тем более, замужним женщинам, особенно если рядом присутствует мужчина. Причем, прикрываются не только волосы, но и лоб, подбородок, а иногда и лицо.
Мусульманские женщины всегда носили очень много богатых подвесок, сережек, браслетов, налобных украшений.
Впрочем, серебряные изделия в сочетании с драгоценными камнями рассматривались не только и не столько как украшения; скорее, они выполняли сакральную функцию, к тому же, были известны лечебно-очистительные свойства серебра. Золото же применялось чаще как декоративный материал, показывающий степень состоятельности.
Собственно пакистанский костюм берет начало от традиционной одежды старой Индии. История и культура двух государств весьма близки.
Только после Второй мировой войны (в 1947 г.), когда этим английским колониям была предоставлена независимость, Британская Индия была разделена по религиозно-общинному принципу на два государства - Индию (к которой отошли районы с преобладающим индусским населением) и Пакистан (с преобладанием мусульман).
У мужчин одежда состояла из обернутого вокруг бедер куска ткани (дхоти) и тюрбана. Женский наряд сводился к окутывающему все тело сари, в способе драпировки и цвете которого проявляются характер, пристрастия и даже настроение женщины. Эти нешитые костюмы с различными вариациями сохраняются и сегодня.
Из старой общеиндийской культуры в пакистанском костюме остался такой предмет женской одежды, как чоли - лиф, получивший сейчас новое оформление.
Пакистанский костюм по своей цветовой гамме не является исключением из общего мусульманского ряда: яркие природные цвета "перешли" на ткани.
Последние с древних времен были не только предметом гордости местных жителей, но и экспортным товаром. Этот старинный промысел и сегодня приносит Пакистану немалый доход.
Производство тканей настолько развито, что модельеры предпочитают использовать готовые, лишь в исключительных случаях прибегая к разработке собственных.
Кроеная, шитая одежда (адхиваса) - результат мусульманского влияния в эпоху Великих Моголов. Со временем шитый костюм завоевывает все большую популярность, появляются сочетания накладной, распашной и драпировочной одежды.
Так, упоминавшийся уже чоли был на шнуровке или застежке сзади, носился с сари и обычно контрастировал с ним по цвету. Происхождение лифа выводят от занесенной некогда в Азию туники, распавшейся на собственно чоли и юбку-гхагра.
Пакистан населяют разные народы, и черты их традиционного костюма различаются. Так, деревенские панджабские женщины, в отличие от панджабских горожанок, не носят сари, хотя и придерживаются традиций. Основой костюма синдхов (как у женщин, так и у мужчин) являются рубашка навыпуск и шаровары; дамы часто добавляют еще и юбку.
Голову они прикрывают разнообразными уборами, обычно легким шарфом (чадаром). Костюм пуштунки состоит из одеяния, напоминающего длинную рубаху, и длинных, до щиколотки, штанов. Поверх накидывается покрывало, которым женщина может прикрыть лицо.
Белуджская женщина носит рубаху и очень широкие штаны гхарара, являющиеся брючной версией шарара - длинной широкой юбки.
То, что сегодня предлагает официальная мода Пакистана на интернет-порталах, - это различные типы традиционного национального костюма, который имеет более или менее европейский силуэт и дизайн отдельных деталей, при том немного обнажая тело (только руки, плечи и декольте).
Несмотря на новомодные тенденции, сочетание шальвар с камизом продолжает властвовать безраздельно. Даже те образцы, что предлагаются сегодня девушкам студенткам - наиболее прогрессивной части женского общества, - это, в основном, модификации основных традиционных форм, приближенных к западным.
Шальвары представляют собой расклешенные брюки, собранные на талии в складку; их носят под длинной блузой. Пояс может быть на шнуровке или эластичный, - для большей свободы движений.
В области лодыжки шальвары украшают вышивкой, кружевом или тесьмой.
Камиз - это приталенная длинная рубашка (или туника) с высокими разрезами по сторонам, длиной от талии до середины икр, с полным рукавом, с половинным, а то и вовсе без рукавов.
Есть еще курта - более свободный, не приталенный, в отличие от камиза, вариант. По силуэту курта напоминает букву "A". Носят ее обычно с шальварами и другими вариантами брюк.
Не забывают пакистанки и о сари. Его длина может быть от двух до девяти метров, а ширина - больше метра.
Но упомянутая выше определенная раскованность, свойственная современной пакистанской моде, - это просто предел строгости по сравнению с тем, что предлагает "альтернативный" пакистанский дизайнер Ноуман Риаз.
До 1988 г. модой как таковой в Пакистане никто не занимался. Немыслимо даже представить себе пакистанский показ мод того времени: его просто не позволили бы устроить. Однако, в конце 80-х место диктатора, установившего военный режим и проводившего политику исламизации, заняла женщина - премьер Беназир Бхутто.
Был осуществлен переход к гражданской форме правления, внутренняя политика стала более либеральной. С Беназир Бхутто, как с представительницей прекрасной половины населения, наиболее продвинутые круги общества связывали определенные надежды на реформы, в том числе и в области женской моды.
Однако, как пишет пакистанский аналитик Шахрезад Шамсуддин, все реформы на этом поприще свелись к тому, что она перестала носить атлас, шальвары и камиз цвета зеленых попугаев. Желая выглядеть чрезвычайно модной, Беназир даже в жару носила строгие жакеты...
К счастью, подчеркивает аналитик, она не стала образцом для подражания, и у пакистанок хватает вкуса, чтобы не ориентироваться на бывшего премьера.
Критика, наверное, справедлива, - но нельзя не признать, что с конца 80-х в Пакистане начали обучать моделированию одежды. Сначала это были краткосрочные курсы, затем двухгодичные, а вскоре началось и полноценное пятилетнее университетское обучение модельеров...
Именно благодаря этим переменам Ноуман Риаз - а он родился как раз вовремя, в 1974 г., - смог получить два диплома: по текстильному дизайну и по моделированию-конструированию. Ноуман вырос в очень благополучной и вполне традиционной семье, где все занимались искусством. Папа - дизайнер-график, старшие брат и сестра - живописцы, младший брат - скульптор. Однако, юноше хотелось выбрать что-то свое, и он выбрал моду.
Еще во время обучения Риаз смог достойно проявить свои творческие способности. Его родной Лахор готовился принять участие в праздновании Дня независимости страны и Ноуману, тогда еще студенту, было поручено вместе с коллегами украсить город к празднику.
Будущий модельер занялся украшением и освещением каналов, набережных, мостов; он же придумал пустить по каналам большие лодки, на которых круглосуточно работали световые фонтаны с музыкой. |