Заметки
Наша жизнь в Пакистане
О Пакистане
Путешествие по Пакистану
Город не для каждого
Танцы на границе
Другая "Бенгалия"
Происхождение слова "Пакистан"
В поисках Калашей
Калаши: Чужие среди чужих
Пакистанская мода
Пакистанская Хунза помнит о своём русском прошлом
Наша жизнь в Пакистане 2
Танцующие бродяги
Как проехать к Великим Моголам
Мохенджо-Даро
Могила Золотой Антилопы
Будды над минаретами
На Главную
Коллекция "Этно-Ренджаб"

Обращаясь к проблеме изучения и создания народного костюма следует обратить особое внимание на то, что весь внешний образ человека - это ансамбль, в котором физические данные, одежда и манера поведения сливаются в гармоничное единое, где эстетическое неотделимо от этического.
Именно поэтому, тем, кто занимается конструированием, изготовлением народной одежды, а также тем, кто собирается следовать этно-стилю, следует не только исследовать самым тщательным образом сам костюм, но и саму среду, где был создан тот или иной народный костюм.
Народный костюм столь разнообразен и богат, что при выборе материала человек невольно теряется. Но при изучении традиционной народной культуры важно не забывать о принципе, согласно которому необходимо самым тщательным образом исследовать костюм одной традиции во всей его типологии и вариациях. Это позволяет понять и почувствовать весь огромный, разнообразный мир народного костюма.
Именно такой путь изучения и освоения традиционной народной культуры нам представляется наиболее эффективным и правильным. И именно этим подходом мы руководствовались в экспедиции по Панджабу - пакистанской провинции, которая вдохновила нас на создание коллекции туник - "Этно-Панджаб".
Почему именно Панджаб?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы предлагаем совершить небольшую экскурсию в мир пакистанского костюма.
Прежде, чем мы перейдём к рассказу о пакистанской одежде, хотелось бы сказать несколько слов о народном костюме в целом.
Традиционный пакистанский костюм называется "шальвар-камиз" и состоит из трёх предметов: шальваров - широких брюк, собранных на талии в складку и имеющих манжет в области лодыжки; камиза - приталенной длинной рубашки с высокими разрезами по бокам и дупатты - шали, которую накидывают на голову и плечи.
В каждой из пакистанских провинций (их всего 4), шальвар-камиз имеет свои особенности. Например в северо-западной (афганской) провинции, женские камиз и шальвары превратились в "фрак" - длинное приталенное платье и широкие юбку-брюки. В "пуштунистане" очень популярна геометрическая вышивка и часто используются всевозможные камни. Очень похожую одежду носят и женщины провинции Белуджистан. Это всё та же рубаха и очень широкие штаны, которые называются "гарара".
В провинции Синд женщины носят рубашку навыпуск и шальвары, иногда вместо шальваров надевается широкая юбка. Женщины Синда предпочитают носить камизы с коротким рукавом. Для того, чтобы руки были были закрыты, на них обычно нанизывают множество тонких браслетов "чурийа", которые выполняют функцию рукавов, а на голову накидывают большое покрывало - чадр. В Синде любят украшать одежду и головные уборы цветным стеклом. Самым популярным предметом с зеркальной вышивкой является шапочка - "синди топи". Её с удовольствием носят в других провинциях Пакистана и даже за границей. А среди узоров, безусловным лидером является "точечный" узор, который перекочевал через пустыню Тар, вместе с караванами из соседнего Раджастана.
Пакистанки также не оставляют без внимания и другие виды одежды. Например сари, длина которого может достигать 7-8 метров в длину, принципиально отличается от индийского аналога. Пакистанки обычно шьют себе юбку, к которой пришивается полотно, выполняющее функцию накидки, а вместо обычного короткого топика одевается кофта с длинным рукавом. Впрочем, сейчас времена изменились, и в Пакистане всё чаще можно увидеть женщин, одетых, как индианки.
Панджаб - зелёный край, знаменитый своей обильной растительностью. Здесь всегда произрастали уникальные растительные культуры, которые испокон веков слуили материалом для производства ярких и прочных красители. Именно поэтому одежда панджабцев всегда пёстрая, яркая и жизнерадостная. Панджаб считается родиной шальвар-камиза. Отсюда и альтернативное название этого костюма - панджаби. , справедливости ради заметим, что это не совсем верно, и, хотя в настояшее время, шальвар-камиз и является основной одеждой панджабского населения, традиционная одежда Панджаба совершенно другая. Мужчины-панджаби всегда носили юбку-дхоти (широкое полотно, оборачивающееся вокруг бёдер и закрепляющееся особым способом), свободную рубаху - курту и тюрбан. Панджабский женский костюм состоял из тех же предметов одежды, но, соответственно, женского покроя. Традиционная обувь панджабцев называется "кхусса". Это кожаные туфли с загнутыми вверх носами, очень напоминающие ботинки Маленького Мука из одноимённого мультфильма.
Особое место у панджабцев всегда занимала вышивка. Вышивкой украшается практически всё, что есть в доме, начиная от пелёнок и заканчивая накидками на телевизор. Вышивка - один из древнейших и популярнейших видов женского ремесла. С давних времён игла умелых рукодельниц не только помогала мастерить одежду, но и расшивала её орнаментом. Вышивка не требовала сложных приспособлений, обходилась тканью, нитью и иглой и потому была любима народом. Вышивка для одежды - особый вид искусства. Традиционно, панджабские мастерицы изображали на своих одеждах ритуальные символы и знаки, которые символизировали различные природные стихии, и являлись своеобразным оберегом. Однако, с приходом Ислама, рисунки преобразились и с тех пор в панджабской вышивке преобладают цветочные и растительные мотивы.
Панджабские женщины очень любят украшения. Уже упомянутые выше браслеты "чурийа" - непременный атрибут пакистанского костюма. У незамужныих девушек и девочек это, в основном, пластмассовые и стеклянные браслеты, у замужних - золотые. По количеству, качеству и даже форме украшений всегда можно отличить степень состоятльности их обладательницы.
Существуют и специфические украшения, не имеющие аналогов в Европе. Это, прежде всего различные виды "натов" - колец и подвесок, которыми украшаются нос и голова женщины, а также массивные серьги "джумке". Особенно крупные экземляры имеют цепочки с заколками, закрепляющимися за ушами.
Однако, возвратимся к одежде. Шальвар-камиз завоевал свои позиции в Панджабе во времена Великих Моголов. Именно в эту эпоху получает большое распространение специально сшитая одежда - "адиваса". Во времена Хана Джахана и Аурангзеба, купить шальвар-камиз имели возможность только представители учёной знати, но вскоре, он получил широкое распространение не только в городах, но и в сельской местности. В настоящее время, традиционное дхоти практически вытеснилось удобными шальварами, но зато рубашка-курта стала не только модным хитом Пакистана, но и более того, камиз и курта получили большое распространение в странах Запада.
Эстетический идеал облика панджабцев заключается в гармонии и целостности образа, которые характеризуют их представление о совершенстве устройства мира и цивилизации. Этот подход понятен и близок всем людям и, вероятно, в этом заключается секрет успеха традиционного предмета панджабского костюма на Западе.

http://www.muslima.ru/shop/etno/1.htm
© Vovanze www.aboutpakistan.narod.ru
Hosted by uCoz